Главное содержание

С 01.07.2021 вступит в силу (за исключением отдельных положений) Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», направленный на комплексное правовое регулирование вопросов организации и осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля и установление гарантий защиты прав граждан и организаций как контролируемых лиц.

Виды федерального государственного контроля (надзора), виды регионального государственного контроля (надзора) по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, виды муниципального контроля устанавливаются федеральными законами (ч. 8 ст. 1).

Порядок организации и осуществления муниципального контроля устанавливается положением о виде муниципального контроля, утверждаемым представительным органом муниципального образования (ч. 2 ст. 3). При этом положением о виде контроля должны определяться контрольные (надзорные) органы, уполномоченные на осуществление вида контроля; критерии отнесения объектов контроля к категориям риска причинения вреда (ущерба); перечень профилактических мероприятий; виды контрольных (надзорных) мероприятий и перечень допустимых контрольных (надзорных) действий в составе каждого контрольного (надзорного) мероприятия; виды и периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий для каждой категории риска, за исключением категории низкого риска, и иное (ч. 5 ст. 3).

К полномочиям органов местного самоуправления в области муниципального контроля отнесено: участие в реализации единой государственной политики в области государственного контроля (надзора), муниципального контроля при осуществлении муниципального контроля; организация и осуществление муниципального контроля на территории муниципального образования; иные полномочия (ч. 1 ст. 6).

Определение органов местного самоуправления, наделенных полномочиями по осуществлению муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций, порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных органов местного самоуправления и их полномочий осуществляются в соответствии с уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами (ч. 5 ст. 26).

Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ предусмотрены переходные положения, закрепляющие, что положения о видах регионального государственного контроля (надзора), положения о видах муниципального контроля подлежат утверждению до 1 января 2022 года. До утверждения указанных положений о видах контроля, но не позднее 1 января 2022 года применяются нормативные правовые акты о порядке организации и осуществления видов регионального государственного контроля (надзора), видов муниципального контроля, принятые в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (ч. 2 ст. 98).

Изменениями, внесенными Федеральным законом от 31.07.2020 № 250-ФЗ в Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», установлено, что с 30.08.2020 при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, в договор при его заключении включается информация о стране происхождения товара (ч. 5.2 ст. 3).

Согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 31.07.2020 № 261-ФЗ в Трудовой кодекс РФ, работники, достигшие возраста сорока лет, за исключением лиц, указанных в ч. 3 ст. 185.1 Трудового кодекса РФ, при прохождении диспансеризации в порядке, предусмотренном законодательством в сфере охраны здоровья, имеют право на освобождение от работы на один рабочий день один раз в год с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка (ч. 2 ст. 185.1). Работники обязаны предоставлять работодателю справки медицинских организаций, подтверждающие прохождение ими диспансеризации в день (дни) освобождения от работы, если это предусмотрено локальным нормативным актом (ч. 5 ст. 185.1).

Федеральным законом от 31.07.2020 № 263-Ф3 внесены многочисленные изменения в Бюджетный кодекс РФ.

Так, пункт 22 статьи 46 Бюджетного кодекса РФ дополнен положением о том, что платежи по искам о возмещении вреда, причиненного водным объектам, находящимся в собственности муниципального образования, а также платежи, уплачиваемые при добровольном возмещении вреда, причиненного водным объектам, находящимся в собственности муниципального образования, подлежат зачислению в бюджет муниципального образования по нормативу 100 процентов.

Заключение договоров (соглашений) о предоставлении субсидий, предусмотренных абз. 2 п. 1, п. 2 и п. 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ из местного бюджета на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, осуществляется в случаях, предусмотренных решениями местной администрации, принимаемыми в определяемом ею порядке (п. 8 ст. 78.1).

Дополнено, что расчеты по договорам участия в долевом строительстве, заключаемым от имени муниципального образования осуществляются с соблюдением особенностей, установленных Федеральным законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», с использованием счетов эскроу, открытых в уполномоченных банках, определяемых в соответствии с указанным Федеральным законом (п. 18 ст. 241).

Также Федеральным законом от 31.07.2020 № 263-Ф3 признаны утратившими силу п.п. 4, 6 и 7 п. 1 ст. 306.1 Бюджетного кодекса, в соответствии с которыми к бюджетному нарушению относились: несоблюдение целей, порядка и условий предоставления кредитов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями; нарушение условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, повлекшее причинение ущерба публично-правовому образованию; нарушение установленных законодательством требований к планированию, обоснованию закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, а также требований к изменению, расторжению муниципального контракта.

Изменениями, внесенными Федеральным законом от 31.07.2020 № 264-ФЗ в п. 26 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, в новой редакции изложено понятие «нормативы градостроительного проектирования». Это совокупность расчетных показателей, установленных в соответствии с настоящим Кодексом в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека и подлежащих применению при подготовке документов территориального планирования, градостроительного зонирования, документации по планировке территории.

Уточнен перечень документов, на основании которых подготавливаются документы территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (ч. 5 - 5.2 ст. 9).

Материалы по обоснованию схемы территориального планирования муниципального района, генерального плана в текстовой форме должны содержать, в том числе, сведения об утвержденных документах стратегического планирования, о национальных проектах, об инвестиционных программах субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса, о решениях органов местного самоуправления, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающих создание объектов местного значения (п. 1 ч. 5 ст. 19, п. 1 ч. 7 ст. 23).

Введены нормы о сроках согласования изменений в утвержденную схему территориального планирования муниципального района (части 6, 6.2 ст. 21), а также о сроках согласования изменений в утвержденный генеральный план (ч. 7- ч. 7.2 ст. 25).

В случае, указанном в ч. 7.1 ст. 25 Градостроительного кодекса РФ, срок- проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту предусматривающему внесение изменений в генеральный план, с момента оповещения жителей муниципального образования о проведении таких общественных обсуждений или публичных слушаний до дня опубликования заключения о результатах таких общественных обсуждений или публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более двух месяцев.

Также ч. 7.3 ст. 51 установлено, что в случае, если земельный участок или земельные участки для строительства, реконструкции объекта местного значения образуются из земель и (или) земельных участков, которые находятся в муниципальной собственности, либо из земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при условии, что такие земли и (или) земельные участки не обременены правами третьих лиц (за исключением сервитута, публичного сервитута), кроме земельных участков, подлежащих изъятию для государственных нужд в соответствии с утвержденным проектом планировки территории, выдача разрешения на строительство такого объекта допускается до образования указанных земельного участка или земельных участков в соответствии с земельным законодательством на основании утвержденного проекта межевания территории и (или) выданного в соответствии с частью 1.1 ст. 57.3 Градостроительного кодекса РФ градостроительного плана земельного участка и утвержденной в соответствии с земельным законодательством схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории. В этом случае предоставление правоустанавливающих документов на земельный участок для выдачи разрешения на строительство объекта капитального строительства не требуется. Вместо данных правоустанавливающих документов к заявлению о выдаче разрешения на строительство прилагаются реквизиты утвержденного проекта межевания территории либо схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.

Согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 31.07.2020 № 268-ФЗ в Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», при поступлении на муниципальную службу гражданин представляет, в том числе трудовую книжку и (или) сведения о трудовой деятельности, оформленные в установленном законодательством порядке, за исключением случаев, когда трудовой договор (контракт) заключается впервые (п. 4 ч. 3 ст. 16).

Кадровая работа в муниципальном образовании включает в себя также ведение трудовых книжек муниципальных служащих (при наличии), формирование сведений о трудовой деятельности за период прохождения муниципальной службы муниципальными служащими и представление указанных сведении для хранения в информационных ресурсах Пенсионного фонда Российской Федерации (п. 4 ст. 28).

Федеральным законом от 31.07.2002 № 293-ФЗ в Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» внесены дополнения, предусматривающие, что порядок планирования приватизации муниципального имущества определяется органами местного самоуправления самостоятельно, в соответствии с порядком разработки прогнозных планов (программ) приватизации государственного и муниципального имущества, установленным Правительством Российской Федерации (п. 1 ст. 10).

Постановлением Правительства РФ от 02.07.2020 № 975, внесшим изменения в постановление Правительства РФ от 06.05.2016 № 393 «Об общих требованиях к порядку принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации», уточнен перечень документов, подтверждающих наличие оснований для принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам (п.п. «в» п. 3).

В частности, к таким документам отнесены: судебный акт о завершении конкурсного производства или завершении реализации имущества гражданина - плательщика платежей в бюджет; документ, содержащий сведения из ЕГРЮЛ об исключении юридического лица - плательщика платежей в бюджет из указанного реестра по решению регистрирующего органа; акт об амнистии или о помиловании в отношении осужденных к наказанию в виде штрафа или судебный акт, в соответствии с которым администратор доходов бюджета утрачивает возможность взыскания задолженности по платежам в бюджет.

Постановлением Правительства РФ от 13.07.2020 № 1039 «Об утверждении Правил определения платы для физических лиц, не проживающих в населенных пунктах, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, за посещение особо охраняемых природных территорий и установления случаев освобождения от взимания платы» установлено, что размер платы за посещение физическими лицами (не проживающими в населенных пунктах, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий) особо охраняемых природных территорий местного значения устанавливается соответствующими органами местного самоуправления, в ведении которых находятся такие особо охраняемые природные территории (п. 6 Правил).

Размер указанной платы составляет не менее 0,25 процента установленной величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за одно посещение (п. 7 Правил).